Главная

Напишите нам

Ольхон

Это один из интереснейших уголков Байкала. Длина его 72 км, ширина – 15 км.

Относительно названия острова нет единого мнения. Одни говорят, что в переводе "Ольхон" значит "малолесистый", другие говорят "сухой". Оба эти названия вполне подходят. Осадков здесь выпадает действительно очень мало – около 200 мм в год. Население острова не более 1 500 чел. Самый крупный поселок на острове Хужир.

Ольхон является географическим, историческим и сакральным центром озера Байкал – средоточием древних легенд и исторических преданий. Это особенная земля со своим микроклиматом, флорой и фауной.

Здесь растут эдельвейсы, белый мак, полевая ромашка размером с нашу ромашку садовую и др.

Именно с Ольхона началось освоение Байкала первыми русскими землепроходцами.

Как мы уже упоминали, на остров Ольхон мы переправлялись на паромной переправе из поселка МРС (Сахюрта) через пролив Ольхонские Ворота.

На Ольхоне мы поехали в поселок Хужир.

В поселке обратились в информационный центр, где нам не просто порекомендовали гостиницу с подходящими нам условиями, уточнили по телефону, есть ли там свободные места, но и проводили нас. Мы поселились на базе отдыха "Лада" у Марии и Ивана Курчатовых. База расположена в живописном месте Ольхона, среди сосен.

На Ольхоне наше купание в Байкале среди песчаных дюн и лиственниц было самым приятным.

Однако на следующий день сильно похолодало, температура воды упала до 9°C.

Западный берег сильно изрезан, его склоны снижаются постепенно до уровня озера. Он изобилует многочисленными глубоко впадающими в сушу бухтами, далеко выступающими мысами, небольшими песчаными пляжами и представляет собой разительный контраст противоположному берегу.

Западный берег острова.

А вот берег восточный.

И кто осмелится назвать Байкал озером?

Море это, конечно, море!

Территория острова по характеру растительности разделена на две части – лесную и степную.

На Ольхоне мы побывали на нескольких экскурсиях, которые, как правило, очень хорошо организованы. Мы с экскурсией побывали на самом северном мысе острова – мысе Хобой. Утром после завтрака за нами заехал микроавтобус. Мы еще немного покружили по поселку, собирая других экскурсантов, и поехали на север. По пути водитель Анатолий, он же экскурсовод, очень интересно нам рассказывал о местах, по которым мы проезжали, делал остановки, где можно было немного погулять, сделать фото.

Остров Крокодильчик в Малом море. Остатки сгоревшего причала и старой деревянной дороги.

Мыс-скала Три Брата.

В этом месте ширина Байкала максимальна – около 80 км.

И еще несколько интересных, на наш взгляд, фото.

Доехали до интересующего нас мыса Хобой. Анатолий показал нам тропу, по которой нам надо было дальше немного пройти пешком, объяснил, куда нам надо прийти после самостоятельной прогулки и назначил время – через 1.5-2 часа. И мы пошли гулять, осматривать достопримечательности, фотографироваться.

Упала ель, а ее ветки на материнском стволе растут как самостоятельные деревья.

И дерево закручено силами природы?

Через два часа мы вышли к месту встречи. Пока мы гуляли, Анатолий организовал импровизированный столик, сервировал его (миски, чашки, ложки, салфетки и проч. – у него все было), сварил уху из омуля и очень вкусно и сытно нас покормил.

Каждому досталось по 2-3 больших куска рыбы, для желающих была даже добавка. Потом мы пили чай с пряниками. В чай Анатолий добавил чабрец, которого много растет на Ольхоне. Многие из нас проявили интерес к чабрецу, поэтому на обратном пути Анатолий показал нам место, где мы собрали немного этой травы.

По такой схеме были организованы и другие экскурсии, на которых мы побывали на Ольхоне. Но больше всего запомнилась именно эта, благодаря нашему гиду-водителю Анатолию, который очень чутко относился ко всем пожеланиям экскурсантов, подавал дамам руку при выходе из автобуса, сам закрывал двери, чтобы мы ими не хлопали. В общем, оставил о себе самые приятные впечатления.

От других экскурсий отличалась вечерняя морская прогулка на катере. Катер небольшой, и группа туристов тоже – человек 10. Экскурсию проводил, как обычно это бывает на Ольхоне, один из местных жителей. Это всегда вносит особенный колорит.

Мы плавали к острову Беленький, где гнездятся бакланы. Там же много чаек. Когда мы подплыли к острову, один из членов команды катера выдал всем хлебушек порезанный, чтобы мы могли покормить чаек.

Бакланы к катеру не подлетают, хлеб не выпрашивают. Как только хлеб у нас закончился, и наш катер лег на обратный курс, моментально чайки потеряли к нам всякий интерес.

Катер сбавил ход, и нас напоили вкусным чаем с карамельками и печеньем. На холодном ветру это было очень кстати.

По Ольхону мы путешествовали не только во время экскурсий, но и самостоятельно. Мы совершили вылазку к мысу Бурхан (он же Шаман-скала), который является священным и неприкасаемым памятником природы, истории и культуры. Входить на территорию памятника строго запрещается. Хотя многие этот запрет нарушают, мы не стали.

Двухвершинная скала мыса Бурхан сложена известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета.

Здесь по преданию получил шаманский дар первый бурятский шаман. Шаман-скала – одна из святынь Азии, стала своего рода визитной карточкой острова Ольхон. Наиболее почитаемым святым местом на Байкале была сквозная пещера в ближайшей к берегу скале этого мыса. Пещера считалась местопребыванием эжина-хозяина Ольхона и свято почиталась местным населением. Никто не имел права близко приближаться к этому месту. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, в ней находился алтарь Будды. У подножия скалы сохранились загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите. Название скалы Шаманка изменилось, когда среди бурят стал распространяться буддизм. Скалу стали называть Бурхан-мыс – "Бог", "Будда".

На Ольхоне много различных баз отдыха. Некоторые из них очень интересны. Например, "Усадьба Никиты Бенчарова", которую хорошо знают все жители поселка.

Никита Бенчаров – чемпион России по настольному теннису в 1986 году.

На территории базы созданы хорошие условия для отдыха. Здесь бывает много иностранных гостей. Гости проживают в резных теремах в традиционно русском стиле из круглых бревен. Терема украшены таежными кореньями, чугунками, декоративным плетнем.

Отдыхающий народ проживает не только в теремах, но и в юртах:

На базе много резных фигур, ими буквально украшен каждый уголок. Присутствуют также бурятские мотивы.

На территории построен спортзал, где установлены теннисные столы.

Можно взять велосипед в прокат или в баньке попариться.

В кафе на базе всегда горячее питание.

У Никиты Бенчарова всегда много народа, отдыхает много иностранцев, шум и суета. Усадьба Никиты Бенчарова очень колоритна, но нам больше пришелся по душе отдых на базе "Лада", где создана семейная атмосфера и уют.

Омуль

В Байкале насчитывается более 3.5 тысяч видов животных и растений, большая их часть нигде в мире больше не встречается. Из 59 видов рыб к промысловым относится 15. Наиболее известны среди них омуль, хариус, сиг, встречается байкальский осетр.

Омуль – самая многочисленная промысловая рыба Байкала. Омуля готовят по-разному: вялят, коптят (холодным и горячим способом), жарят, варят из него уху и многое другое. Мы отведали знаменитого байкальского омуля холодного и горячего копчения, на Ольхоне на базе отдыха "Лада" нас регулярно кормили жареным омулем. Очень вкусен омуль слабого посола.

Байкальский омуль, да еще под водочку...

Омуль холодного копчения и вяленый. Омуль жареный.

А такой супчик красненький в одном из кафе на Ольхоне почему-то называли борщ. Эх, научить бы их варить настоящий кубанский борщ, отбоя от посетителей бы не было!