Главная

Напишите нам

РИМ

Рим – это не просто столица Италии и одной из итальянских областей – Лацио. Рим – это крупнейший город Италии. Это один из самых посещаемых городов в мире. Рим – это легендарный «Вечный Город», и до сих пор считается, что «все дороги ведут в Рим». Вот и мы нашли свою дорогу и добрались до Рима.

Римская цивилизация, наряду с греческой, явилась колыбелью всей европейской цивилизации. В Риме со всей силой чувств можно ощутить это. Величием, мощью, грандиозностью веет от всей римской архитектуры. Даже римские развалины, простояв уже несколько тысячелетий, по-прежнему очаровывают тех, кто их посещает, помогают почувствовать очарование и дыхание истории, которым дышит каждый камень вечного города.

Центр Рима – старый город – стоит на семи холмах. С севера на юг через город протекает река Тибр. В Риме проживает около трех миллионов человек. Интересно, что во времена расцвета во II веке н.э. население Рима превышало миллион человек.

Архитектурные памятники города, отражают его почти трёх тысячелетнюю историю. Живописно раскинувшийся по холмам город украшают мраморные лестницы, уютные площади с фонтанами, многочисленные монументы разных эпох. Памятники античности соседствуют со средневековыми кварталами, многочисленными дворцами и церквями эпохи Возрождения.

Шедевры итальянской живописи и скульптуры собраны в римских музеях и в музеях Ватикана, но мы их посещение оставили на потом, потому что Беаточке было гораздо интереснее побывать в исторических местах, познакомиться с «живой» историей.

Одним из памятников античности, с которым мы хотели познакомиться, был символ «Вечного города» – Колизей. Это знакомство удалось нам лишь со второй попытки. Первая не увенчалась успехом, так как была очень большая очередь, стоять на жаре несколько часов нам не хотелось. К Колизею, если вы хотите войти внутрь, лучше приехать утром, к открытию. Во-первых, очередь еще небольшая, во-вторых, утром прохладно, солнце не набрало дневной силы и не печет нещадно. За вход мы заплатили 36 евро на троих. Для жителей Европейского Содружества есть скидки. Когда при покупке билетов кассир спросила нас, откуда мы приехали, мы не поняли, какую это играет роль, сочли этот вопрос простым любопытством и честно на него ответили. Наверное, если бы мы были жителями, например, Польши или Чехии, то билеты в Колизей обошлись бы нам дешевле.

Колизей считается самым знаменитым памятником Италии. Строительство Колизея началось в 72 году императором Веспасианом и завершено (всего-то через 8 лет!) в 80 году его сыном Титом. Первоначально Колизей назывался Амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium) по родовому имени упомянутых императоров. Название «Колизей» (colosseus – громадный, колоссальный) произошло или от колоссальности его размера, или от стоявшей поблизости гигантской статуи, воздвигнутой Нероном в честь самого себя – «Колосс Нерона». Торжества по случаю открытия Колизея продолжались сто дней. Колизей самый большой амфитеатр в мире. Четырехъярусная конструкция, три яруса которой содержат по 80 арок с колоннами в каждом, составляет в высоту 50 метров, и рассчитана на 50 тысяч зрителей. Правда, мы случайно все фото сделали с той стороны Колизея, где сохранились не все его ярусы. Колизей гораздо выше, чем на наших фото.

фото (019_Рим) 200_0312, 200_0314, 200_0310

200_0315-21

 

Колизей был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров и представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной также эллиптической формы. Архитектурный принцип строительства Колизея применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.

 

фото (019_Рим) 200_0632, 200_0633, 200_0623

200_0624-25, 200_0625-27

 

Стены Колизея воздвигнуты из крупных блоков травертина. Для внутренних частей употреблялись также туф и кирпич.

 

фото (019_Рим) 200_0586, 200_0590, 200_0612, 200_0637, 200_0635, 200_0645

 

Долгое время Колизей был для римлян главным местом увеселительных зрелищ. Во время спектаклей происходили бои гладиаторов, охота на хищных зверей из далеких стран, морские бои, для которых арена заливалась водой. Изначально центр арены был покрыт досками, которые можно было снимать, если того требовало проведение спектакля. Во время представлений с хищными животными воздвигали специальную решетку для безопасности зрителей. В подвальных помещениях под ареной хранились клетки с животными, декорации, оружие для гладиаторов и др. На арене, лишенной теперь покрытия (правда, частично восстановленного), мы увидели эту сложную подземную конструкцию. В случае дождя или зноя Колизей покрывался огромным тентом, который натягивался с помощью специального устройства.

 

фото (019_Рим) 200_0591, 200_0616,

200_0626-28

 

 

Колизей в первоначальном виде просуществовал до VIII века. Потом для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена. Исполинский остов, который предстает перед нами, – это то, что осталось от Колизея в результате ярости стихии и вандализма людей. Землетрясения вызвали непоправимые разрушения, а люди сделали Колизей неисчерпаемым источником строительного материала и мрамора. Выломанные из него камни пошли на строительство и украшение новых сооружений и дворцов.

Только в середине XVIII века отношение к величественному памятнику древнего зодчества изменилось. Колизей был местом мученичества первых христиан, его арена обагрена кровью многих христианских мучеников. Поэтому он был взят под защиту Папой Бенедиктом XIV, который посвятил это место Страстям Христовым. Бенедикт XIV приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг креста поставить ряд алтарей. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Мраморная мемориальная плита с именем Бенедикта XIV, установленная в стене Колизея, навсегда увековечила его имя. Мы обнаружили изображения христианского креста еще на нескольких объектах в Колизее.

 

фото (019_Рим) 200_0707, 200_0708, 200_0602, 200_0589

 

С большим вниманием охраняется Колизей и нынешним итальянским правительством. Там, где это было возможным, проведены реставрационные работы, а на арене произведены раскопки. Под местами для зрителей когда-то располагались проходные коридоры, камеры различного назначения и лестницы в верхние ярусы. Сейчас в коридорах располагаются музейные экспонаты, сохранившиеся до настоящего времени и найденные во время раскопок на территории Колизея.

 

фото (019_Рим) 200_0673, 200_0692, 200_0696, 200_0643, 200_0646, 200_0615

 

Предметы истории, найденные в результате раскопок, представлены в музее Колизея, организованном в коридоре одного из ярусов. Здесь мы увидели множество  архитектурных элементов, когда-то украшавших Колизей.

Огромные вазы, статуи и то, что от них осталось, спустя века, по-прежнему выглядят совершенными…

 

фото (019_Рим) 200_0688, 200_0650, 200_0678, 200_0680, 200_0689

 

Камни с резными рисунками, с загадочными письменами и без них…

 

фото (019_Рим) 200_0675, 200_0601, 200_0662, 200_0647, 200_0674

 

Колонны и капители (венчающая часть колонны) – их много по всему Колизею. Видимо, римляне в период строительства Колизея, хорошо понимали, что колонны придают масштабность помещению, изменяют его пропорции.

 

фото (019_Рим) 200_0585, 200_0604, 200_0641, 200_0603, 200_587

 

И, конечно, мы опять вспомнили свое пребывание в Колизее с дочкой… На одном фото – папа с дочкой, а на следующем – бабушка с внучкой почти там же, только спустя 15 лет…

 

фото (019_Рим) 200_0699-96, 200_0699

 

Здесь же в застекленных шкафах разместились: посуда из глины и металла, графинчики, стеклянные бутылки, черепки различные и хорошо сохранившиеся семена, косточки (персиковые?)…

 

фото (019_Рим) 200_0669, 200_0671, 200_0648

 

Удивительно, но хорошо сохранились древние фрески и их фрагменты. Изображения достаточно четкие, краски яркие…

 

фото (019_Рим) 200_0685, 200_0686, 200_0687

 

Не обошлось и без Нерона. Ему посвящена довольно большая часть экспозиции. Есть изображение его строгого профиля на мраморном полу, а также скульптурное изображение – не Колосс, но все же.

 

фото (019_Рим) 200_0660, 200_0661

 

Возле Колизея мы встретили гладиаторов, вернее, уличных артистов, изображающих гладиаторов. С ними можно сделать фото, они даже могут организовать мини-фото-спектакль с вашим участием, за деньги, естественно. Но мы не любители таких постановочных фотографий. Как говорит глава нашего семейства: «В нашем деле, главное – реализм». Вообще-то, это, кажется, Горький А.М. сказал. Мы к своему немалому удивлению даже встретили одного из гладиаторов на улице, спешащего со своим нехитрым скарбом-реквизитом «на работу».

 

фото (019_Рим) 200_0710, 200_0308, 200_0702, 200_0704, 200_0311

 

Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины до сих пор производят глубокое впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное представление о том, каким грандиозным он был в прежние времена. 7 июля 2007 года Колизей был признан одним из семи Новых Чудес Света.

Рядом с Колизеем находятся и другие архитектурные памятники античной культуры – это Арка Константина и Храм Венеры и Рома (вернее, то, что от него осталось).

 

фото (019_Рим) 200_0706, 200_0605, 200_0313

 

200_0709-26

 

Арка Константина – одна из самых огромных арок, когда-либо построенных в Риме. Высота ее 21 метр, ширина около 36 метров, толщина стен превосходит 7 метров. Построена арка в 312 году в ознаменование победы императора Константина в битве у моста Мильвио.

Арка очень хорошо сохранилась. Интересно, могут ли столько же столетий простоять современные постройки? Арка Константина – грандиозная трехпролетная триумфальная арка, гармонично украшенная медальонами и рельефами, снятыми с памятников предыдущих эпох.

На больших сторонах арки расположены по четыре колонны эпохи правления Траяна. Над каждой колонной – статуя из белого с фиолетовыми прожилками мрамора (восемь колонн – восемь статуй)

Восемь медальонов сгруппированы по два над каждой из малых арок и воспроизводят сюжеты охоты и жертвоприношения. В верхней части есть надпись, которую мы не смогли прочитать – латынь не входит в группу языков, которыми мы владеем. По обе стороны от надписи расположены восемь барельефов эпохи Марка Аврелия, украшавших в свое время другую триумфальную арку и помещенных также по два с каждой стороны. Есть еще и другие заимствованные элементы, но описать их нам сложно ввиду отсутствия архитектурного образования.

 

ВАТИКАН

 

Ватикан – самое маленькое государство в мире, занимает территорию 40 гектар.

В древние времена на территории Ватикана располагались цирк и сады Нерона. В период распада империи Рим стал сердцем христианства, а впоследствии мировой столицей католицизма. Здесь принял мученическую смерть и был захоронен Апостол Петр. Позже на этом месте была построена небольшая усыпальница. В 1929 году на основании соглашений между католической церковью и итальянским государством город стал независимым государством Ватикан. На его территории находится всемирный центр католической церкви город-государство Ватикан (Stato della Città del Vaticano). В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища архитектуры и искусства.

Ватикан – абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. В руках Папы Римского сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть. Папа Римский избирается на пожизненный срок. Практически всё население Ватикана – подданные Святого Престола. Подданства Ватикана не существует.

Дипломатические миссии иностранных государств аккредитованы при Святом Престоле, а не при городе-государстве Ватикан. Иностранные посольства и представительства размещены в Риме, так как территория Ватикана слишком мала. Посольство Италии в Ватикане – парадоксально – но тоже находится в Риме, то есть в своей собственной столице.

Ватикан расположен на Ватиканском холме в северо-западной части Рима, в нескольких сотнях метров от реки Тибр. Общая длина государственной границы, проходящей только по территории Италии, составляет 3,2 километра. Граница в основном совпадает с оборонительной стеной. Перед собором Святого Петра границей является край овальной площади (обозначен белыми камнями в мощении площади).

 

фото (019_Рим) 200_0327, 200_349 = фото площади?

 

Символом и историческим центром Ватикана является Собор Святого Петра. Площадь собора более 22 тысяч кв. метров, высота – 189 метров. До 1990 года Собор Св.Петра был самым большим в мире, сейчас он является вторым по величине христианским храмом в мире.

Мы обязательно хотели не только побывать внутри Собора, но подняться на купол, чтобы с высоты увидеть Рим. Очередь в Собор была огромной, но двигалась быстро. Поэтому мы не смутились и пристроились в хвост очереди. Вначале очередь идет просто по площади, потом появляются ограждения, которые сохраняют стройность очереди и не позволяют желающим свободно войти в Собор. Мы знали, что входить в Собор надо с прикрытыми коленями и плечами, но не учли, что эти требования должны соблюдаться и детьми. День был жаркий, и наша девочка была в майке без рукавов. Когда очередь продвинулась, мы оказались ближе к входу, и люди начали доставать шарфы и кофточки, чтобы прикрыть плечи, мы сообразили, что Беаточку могут не пропустить в Собор, там с этим строго. Мы были свидетелями того, как охрана не пропустила мужчину в шортах и девушек в открытых сарафанах. Пришлось срочно бежать в соседний лоток и купить сувенирный платок с римской символикой. Этот платок, повязанный Беатой так, чтобы плечи были прикрыты, позволил нам всем войти в Собор. Голову женщинам можно не покрывать, брюки тоже не возбраняются.

 

фото (019_Рим) 200_0351-352, 200_0353, 200_0354, 200_0356

 

Как мы уже написали выше на месте погребения апостола Петра, распятого при Нероне, была построена усыпальница. Скромную базилику-усыпальницу на месте захоронения Апостола Петра в IV веке император Константин заменил на базилику. Через тысячу лет базилика Св.Петра превратилась в руины. Поэтому на фундаменте базилики началось строительство Собора Св.Петра на основе проекта Бернардо Росселино. В самый разгар строительства все работы были прекращены в связи со смертью Папы. И только в 1506 году строительные работы были возобновлены. Большая часть бывшей базилики была разрушена Браманте, получившим титул мастера-разрушителя. Браманте решил построить здание заново. Здание по образцу Пантеона должно было иметь в плане греческий (равносторонний) крест. После смерти Браманте работа по перестройке собора была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского, то есть вытянутого в длину. Собор строился около 50 лет и был почти полностью завершен в 1607 году. За полвека в строительстве собора участвовали, сменяя друг друга, разные зодчие, в том числе и Микеланджело Буонаротти. Однако смерть не дала мастеру довести задуманное до конца. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Наконец, в 1300-летний юбилей первой базилики новый Собор был освящен Папой.

Знаменитый купол, сконструированный Микеланджело, составляет в диаметре 42,5 метра. Огромный купол Собора возвышается, как будто, над всем Римом. В Риме его называют cupollone («куполище»). По обеим сторонам большого расположены два меньших купола. Купол Собора красив и величественен не только снаружи, но и внутри. Стоять, задрав голову кверху, и разглядывать купол Собора и детали его декора можно часами. По фризу купола и далее по фризу всей церкви тянется мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; и дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». На внутренней поверхности купола изображены четыре евангельских апостола: Матфей с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк со львом, Лука с волом, Иоанн с орлом.

 

фото (019_Рим) 200_0328, 200_0429, 200_0472, 200_0366

 

После Микеланджело здесь работали и другие великие мастера, которые строго следовали принципам Микеланджело. Было принято решение перепланировать здание базилики в виде латинского креста. С этой целью с каждой стороны здания было добавлено по три капеллы, неф продлен до размеров современного фасада. Работы были начаты в 1607 году и завершены в 1612 году. Фасад собора поражает своими мощными формами, торжественной ритмикой колонн. Венчающим элементом являются огромные статуи Апостолов, Христа и Иоанна Крестителя, которые можно поближе рассмотреть с крыши Собора.

 

фото (019_Рим) 200_0430, 200_0430-1 - фото фасада из Интернета?

 

 

В 1629 году, работу в Соборе возглавил гениальный архитектор Лоренцо Бернини. Он придал собору ярко выраженную барочную окраску. Под его руководством выполнен знаменитый бронзовый балдахин, работа над которым длилась девять лет. Между полом Собора и полом базилики Константина похоронены многие Папы. В дальней пещере Собора погребены останки Св.Петра, которые были обнаружены при раскопках в 1941 году. Бронзовый балдахин установлен над алтарем, где в раке хранится часть мощей апостола Петра. Витые колонны возносят балдахин на высоту 29 метров. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия Иерусалима.

 

фото (019_Рим) 200_0461, 200_0465, 200_0482

 

По всему периметру Собора Св.Петра идут многочисленные капеллы, каждая из которых по-своему прекрасна. Собор Св.Петра знаменит прежде всего своей капеллой Пьеты. Эта капелла названа по имени знаменитой скульптурной группы Микеланджело – Пьета («Оплакивание Христа»), одного из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике, которую молодой мастер изваял в 1498-1499 годы. Когда-то мы узнали и были очень удивлены тем, что эту скульптурную композицию Микеланджело изваял из мрамора, когда ему было всего 23 года. Микеланджело был первым мастером, который полировал свои мраморные скульптуры. В результате они гладкие и блестящие, до него этого никто не делал. Лет двадцать назад к Пьете можно было подойти вплотную, однако какой-то человек набросился на статую с молотком и повредил ее. Теперь уникальная ценность этой скульптуры вынуждает держать ее за ограждением и под специальным стеклом. У ограждения, за которым находится Пьета, всегда стоит много народу. Мы тоже долго стояли там, разглядывая детали и восхищаясь тем, насколько точно гений Микеланджело смог передать тончайшие эмоции скорбящей матери и детали тела и одежд.

 

фото (019_Рим) 200_0436, 200_0437

 

Далее вдоль нефа по обеим сторонам следуют капеллы с надгробными памятниками Папам разных эпох. По всему периметру Собора расположена череда капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы Римских Епископов, королей и императоров. Многочисленные надгробия Римских Пап разных эпох, установленные в соборе, выполнены великими мастерами – Джотто, Бернини, Микеланджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсеном и являются произведениями искусства.

фото (019_Рим) 200_0455 (или 200_0448), 200_0451, 200_0458, 200_0490

 

В убранстве Собора широко использован мрамор и гранит разных цветов: красный с прожилками, зеленый, белый, серый разных оттенков, черный, рыже-коричневый и даже желто-золотистый. Гробницы Пап богато украшены мозаиками из ценных пород мрамора.

 

фото (019_Рим) 200_0454, 200_0456, 200_0492, 200_0494, 200_0495

 

Особенно поражает, как искусно мастера «драпируют» каменную ткань, просто удивительно, какими естественными складками она ложится. Бронзовые кисти делают каменное покрывало еще больше похожим на настоящее.

 

фото (019_Рим) 200_0483, 200_0509

 

Мозаичные полотна с библейскими сюжетами, выполненные несколько столетий назад, сияют яркими сочными красками, по-прежнему свежи и производят глубокое впечатление на тех, кто рассматривает их сегодня.

 

фото (019_Рим) 200_0453, 200_0489, 200_0498, 200_0502

 

Собор Св.Петра хранит бесконечное множество знаменитых памятников, в том числе бронзовую статую XIII века Св.Петра Благословляющего. Эта статуя настолько почитаема верующими, что бронзовые пальцы на ноге сидящего на папском престоле Св.Петра, выглядывающие из-под одеяния, стерты от бесчисленных благоговейных прикосновений людей. В прошлое наше путешествие 15-летней давности по Италии мы тоже могли коснуться ее. А сейчас такой возможности не представилось, было выставлено ограждение. Лишь издали можно было любоваться статуей. Но рассмотреть хотелось каждую деталь и не только нам.

 

фото (019_Рим) 200_0468, 200_0466

 

Задержались мы и у гробницы Папы Иннокентия XI, выполненной из бронзы. Беаточку очень интересовал вопрос, правда ли, что там реальный человек захоронен. К сожалению, мы не знаем ответа на этот вопрос.

 

фото (019_Рим) 200_0487, 200_0488

 

В центральной апсиде Собора находится вознесенная высоко над землей кафедра, инкрустированная слоновой костью. С этой кафедры, по преданию, проповедовал еще святой Петр. Кафедру обрамляют статуи отцов римской и греческой христианских церквей. Над кафедрой в небольшом окне неугасимым светом сияет голубь, парящий в солнечных лучах, – символ Святого Духа.

фото (019_Рим) 200_0481

 

Цветным мрамором и бронзовым литьем украшены не только скульптуры, колонны, стены Собора, но и полы. Ключи из красного мрамора на зеленом мраморном полу на одной из следующих фотографий – это, наверное, ключи Царствия Небесного, которые, по преданию, Иисус Христос вручил апостолу Петру. Перед входом в Собор располагаются величественные статуи святых апостолов Петра и Павла. У статуи Петра в руках точно такие же ключи.

 

фото (019_Рим) 200_0508, 200_0510, 200_0512, 200_0459

 

В Собор ведут пять дверей. Есть несколько дверей и внутри Собора.

 

фото (019_Рим) 200_0517, 200_0514, 200_0484, 200_0501

 

Одна из дверей, ведущих в Собор, крайняя правая, –

 

....

...

   

...

   

...

   

...

   

...

   
 

 

 

 

...

 

 

Ближеже

Вверх

Дальше