Главная

Напишите нам

СОЛЯНЫЕ КОПИ В ВЕЛИЧКЕ или КАК МЫ ДЕДУШКУ ПОТЕРЯЛИ

Из Кракова мы решили поехать в Величку, о которой читали в Интернете. Величка (Wieliczka) – небольшой городок в десяти километрах от Кракова, в котором находится месторождение каменной соли, известное с древнейших времен. Данное месторождение соли образовалось миллионы лет назад на севере Карпат и представляет собой «язык» длиной около 10 км и шириной до полутора км. Копи в Величке были крупнейшими в Европе и разрабатывались на протяжении семи столетий. Шахта располагается на девяти подземных уровнях до глубины более чем 300 метров. В шахте насчитывается около 3 000 камер, галереи и коридоры составляют в общей протяженности более 300 км. Для туристов открыта лишь малая часть этого подземного сокровища, всего-то около 3,5 км. С 1978 года соляная шахта в Величке входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В течение некоторого времени эта шахта входила в список объектов под угрозой уничтожения из-за проблем, связанных с высокой влажностью. Но успешные работы по снижению уровня влажности и сохранению соляных скульптур позволили ЮНЕСКО исключить шахту в Величке из последнего списка. Шахта в Величке – единственный в мире горно-промышленный объект, который непрерывно функционировал с эпохи Средневековья до наших дней.

Вначале на месте шахты находился соляной источник. И в XI веке здесь, постепенно вычерпывая соляной раствор из этого источника, выпаривали соль из рассолов. В результате многолетнего использования соляного раствора на месте источника образовался колодец, а потом и шахта, в которую могли спуститься первые шахтеры. В XIV веке здесь уже добывали каменную соль шахтным способом.

«Экскурсионные туры» в шахту Велички начались в далеком XV веке. Вначале соляную шахту показывали только привилегированным особам, посетить выработки можно было только с разрешения короля. Позже такая экскурсия стала доступна всем желающим. В конце XVIII века шахту ежемесячно посещало несколько десятков человек, а в начале XIX века число туристов достигало нескольких сотен. Туристическую трассу хорошо осветили, создали из каменной соли обелиски и памятники, что сделало копи еще более популярными. С точки зрения сегодняшнего дня, абсурд, конечно, но в учебнике географии конца XIX века после подробнейшего описания Велички упоминалось, что рядом находится город Краков. Представляете, не маленькая Величка рядом с великим Краковом, а наоборот, Краков рядом с Величкой!

В начале XX века шахту могли посещать не более 100 человек одновременно. Туристов встречали горным оркестром и фейерверками. В середине XX века шахту посещало ежегодно около 200 тысяч человек, а к концу XX века шахта ежегодно принимала уже 750 тысяч человек. Сегодня это самая популярная достопримечательность Польши, которую ежегодно посещают около миллиона туристов со всего мира. Работы по добыче соли в Величке были прекращены во второй половине XX века, так как эксплуатация выработок стала причиной разрушения туристических шахтных маршрутов.

В Величке, кроме обычных экскурсий, проводятся экскурсии по специальной программе. Каждого участника снабжают каской, специальным комбинезоном, настоящей шахтерской лампой. После облачения в специальную одежду и строгого инструктажа добро пожаловать под землю – вас ждут четыре часа невероятных приключений в недрах земли! Такая экскурсия проходит не по традиционным маршрутам, а по узким и опасным проходам и лазам-шкуродерам в небольшой группе таких же как и вы экстремалов. Сильные эмоции и яркие впечатления гарантированы! Мы были на обычной экскурсии, поэтому о специальной программе знаем только со слов экскурсовода.

От Кракова до Велички добраться можно на пригородном поезде, на маршрутных такси или, как мы, на автомобиле по трассе Е-40. От центра Кракова до Велички мы ехали минут 10-15. Стоимость посещения для взрослых – 75 злотых, для детей 60 злотых, фотосъемка и видеосъемка – 10 злотых. За парковку в 50 метрах от шахты мы заплатили 15 злотых.

Шахта работает ежедневно с утра до вечера. Зимой и летом там сохраняется постоянная температура +14ºС, поэтому летом необходимо захватить с собой теплые вещи, ведь экскурсия продолжается несколько часов. Экскурсии проводятся на разных языках: польском, русском, английском, немецком, французском, испанском, итальянском… Самостоятельно спуститься в шахту невозможно, только в сопровождении экскурсовода. Купив билеты, мы подождали около получаса до начала экскурсии на русском языке. Каждому были выданы небольшие приемники на шнурке, чтобы можно было повесить на шею, и наушники. Это нехитрое устройство позволяло хорошо слышать рассказ экскурсовода, даже находясь от него на некотором расстоянии. В условиях большой группы (20-40 чел.) это очень удобно.

В шахту мы спустились по шахтному стволу Даниловича. Этот ствол был прорублен в 1635-1640 годах и назван так в честь Николая Даниловича, который управлял копями в то время. Вначале ствол Даниловича служил для поднятия соли на поверхность, а позднее стал использоваться для транспортировки работников управления и приезжающих сюда групп туристов. В XIX веке деревянное надшахтное строение было заменено каменным. В шахтном стволе есть два вертикальных коридора: лестничный (для спуска туристов) и лифтовый (для подъёма на поверхность).

Лестничный ствол достаточно узок и облицован деревом, из дерева же сделаны ступени, ведущие вниз. Небольшие лестничные пролеты, каждый примерно около 10 ступеней, расположены как бы по спирали по двум противоположным стенам шахтного ствола. Идешь несколько ступеней вниз вдоль одной стены ствола, потом разворот на 180 градусов, опять ступени вниз вдоль противоположной стены ствола, разворот, опять по ступеням вниз и так дальше. Но ствол, где расположены ступени, настолько узок, что расстояние между соседними лестничными пролетами составляет всего 10-15 см, образуя своеобразный колодец. Заглянув в этот колодец, мы поняли, как глубоко окажемся после спуска. Действительно, преодолев 380 ступеней, мы оказались на первом, верхнем уровне, на глубине более 60 метров. В процессе экскурсии по наклонным коридорам и другим лестницам мы опускались еще ниже вплоть до глубины 135 метров.

Во время экскурсии мы осмотрели около 20 старинных выработанных камер (komora), соединенных между собой несколькими километрами коридоров. Камеры и коридоры отмечены специальными табличками, на которых указаны название камеры и период выработки соли в данном месте. Чаще таблички эти белые стандартные:

А иногда таблички оформлены более нарядно:

Как мы уже сказали, попасть в шахту можно только в сопровождении экскурсовода. Нас сопровождала симпатичная молодая полячка, которая, судя по значкам на униформе, проводит экскурсии на нескольких языках для туристов из разных стран. Она рассказала нам много интересного, и мы поделимся с вами этими знаниями.

В камерах установлены скульптуры, выполненные как профессиональными скульпторами, так и мастерами-любителями из соляных глыб. Например, в камере Николая Коперника (Komora Mikolaja Kopernika) установлена скульптура этого ученого-астронома, выполненная к 500-летней годовщине со дня его рождения. Родился Н.Коперник 19 февраля 1473 года, значит, скульптура была установлена в 1973 году. Камера Николая Коперника возникла в 1785 году. Говорят, что, скорее всего, сам Николай Коперник в свое время посещал соляную шахту в Величке. Именно поэтому его именем и названа одна из камер. В камере Казимира Великого  (Komora Kazimierza Wielkiego) находится бюст этого короля. Казимир Великий – выдающийся польский король – утвердил для Краковских копей устав, который определял горное право, порядок трудоустройства, регулировал добычу и торговлю солью. Устав был издан в 1368 году, когда доходы Краковских копий составляли третью часть доходов государственной казны. В те времена соль была достаточно дорогим товаром. Она применялась не только как приправа, но и являлась основным консервирующим средством. Скульптуры Николая Коперника и Казимира Великого изваял из соляных глыб Владислав Хапек во второй половине XX века.

Камера Юзефа Пилсудского (Komora Jozefa Pilsudskiego) носит имя легендарного польского полководца и состоит из двух выработок, которые соединены между собой туннелем. Дно камеры и тоннель были заполнены соляным раствором, что позволяет переправляться по тоннелю на плоту. Однажды этот плот перевернулся, в результате погибли несколько человек. Утонуть в соляном растворе невозможно, но, к несчастью, эти люди оказались под плотом и не смогли выбраться. На берегу озера в XIX веке установлена фигура Святого Яна Непомука, покровителя тонущих и утонувших. В конце XIX века здесь создали деревянное плетеное укрепление кровли белого цвета (его хорошо видно на одном из следующих фото). Памятник Юзефа Пилсудского, установленный в одноименной камере, изваял из соли горный скульптор Станислав Аниол в 1997 году.

Сейчас некоторые камеры оформлены так, что можно проследить историю возникновения и развития соляного промысла в Величке. Например, есть экспозиция соляных скульптур, которая демонстрирует, как добывали соль еще в древности, как со временем менялись технологии и орудия труда. Ученые установили, что начало добычи соли относится к эпохе неолита, то есть к периоду до появления металлических орудий труда. Макет деревни эпохи неолита представляет солеварню той эпохи и демонстрирует, как люди производили соль в течение тысячелетий до открытия залежей каменной соли. Для начала в земле выдалбливали прямоугольные отстойники, которые со временем заполнялись рассолом. Рассол заливали в большие глиняные посудины, ставили на огонь и нагревали. Выпаренный густой рассол разливали в небольшие посудины для кристаллизации соли. В дальнейшем люди перешли к шахтной добыче.

В шахте Велички, как впрочем и в любой другой, были очень сложные условия труда: кромешная тьма, опасные взрывающиеся газы, скапливающиеся в камерах и коридорах, тяжелые мешки с солью, которые надо было поднимать наверх по скользким ступеням… Во время добычи соли, как и при других шахтных работах, из горных пород выделяется газ метан. Этот газ легче воздуха, поэтому он скапливается под сводами выработок. Соединяясь с воздухом в определённых пропорциях, метан образует взрывоопасную смесь и при взаимодействии с огнём взрывается. В других пропорциях эта смесь сгорает без взрыва. В давние времена ещё не были известны эффективные способы борьбы с метаном, а все работы в шахте велись при открытом огне. Это было крайне опасно. Чтобы не допустить значительной концентрации газа и взрыва, метан удаляли путём выжигания. Опытные горняки, одетые во влажные одежды, с факелами на длинных шестах ползали по камерам, чтобы выжигать вредные газы, скапливающиеся вверху. Таких работников называли «кающимися грешниками». Работа эта очень хорошо оплачивалась, но была чрезвычайно опасна. Тогда еще не могли определять наличие и количество метана в шахте. Если газа было слишком много, к сожалению, газ взрывался вместе с факельщиком. Эта часть жизни шахты также отображена в соляных фигурах, которые в 1972 году вырезал горный скульптор Мечислав Клюзек. Установлены эти фигуры в Сгоревшей камере (Komora Spalona). Там же показана опасность обвала – деревянные стойки, ломающиеся под натиском горного массива.

В течение многих столетий транспортировкой соли в шахте занимались сами шахтёры. Крупные глыбы соли (болванки) перекатывали, а куски поменьше и ящики с бочками, наполненные мелкой солью, перетаскивали по деревянным полозьям из бука при помощи салазок. В начале XVII столетия в копях появились лошади, вся жизнь которых проходила в шахте. В отличие от шахтеров, лошади, однажды спустившись в шахту, оставались в ней навсегда. Лошади не только заменили людей на участках горизонтальной транспортировки соли внутри шахты, но и приводили в движение конный привод для вертикальной транспортировки по шурфам.

Таким образом, вначале технологии добычи соли и орудия труда были примитивными, все делалось вручную: соль выдалбливали из пласта, расположенного в стене, отслаивали соляной блок от стены с помощью деревянных или стальных клиньев, соляную крошку нагружали в ящики, бочки или мешки и по выдолбленным ступеням вместе с соляным блоком поднимали наверх. Но шахта углублялась, технологии развивались. На помощь шахтерам пришли механические орудия, например, ворот и механическая система блоков позволили поднимать соляные глыбы на поверхность с меньшими усилиями. Такие устройства и сейчас находятся в шахте. Экскурсанты могут попробовать себя в роли соледобытчика того времени, что мы и сделали в веселой компании под руководством экскурсовода. Позже на смену механическим инструментам пришли электрические.

Выше на трех последних фотографиях шахтными работами занимаются гномики. Шахтеры верили, что гномы помогают им в работе, ночью доделывают то, что не было сделано шахтерами днем. Маленьких гномов из соли можно встретить в разных уголках шахты в Величке.

Во многих местах на стенах и потолке шахты выступает белая кристаллическая соль. Где-то небольшими участками, в других местах больше. Видимо, в этом не последнюю роль играет повышенная влажность. Стены в шахте можно облизывать (они хоть темно-серые и даже черные, но тоже из соли) об этом нам сказала экскурсовод. И мы незамедлительно последовали ее совету. Никаких бактерий и вирусов опасаться при этом не стоит, так как соль убивает всех вредителей.

Местами видны механические следы добычи соли – результат работы дробильщиков, которые добывали соль вручную с помощью железной кирки. Во многих местах стены и своды шахты укреплены деревом. При невысоких сводах толстые бревна использовались как подпорные столбы. В других ситуациях применялась бревенчатая кладка. Местами мы видели «органное» укрепление из дерева. Действительно, если по нему постучать костяшками пальцев, то дерево «запоет» и вы услышите довольно звонкое звучание. Если дерево находится в шахте давно, то оно «просаливается» и приобретает серый цвет, сливаясь с каменными стенами.

При высоких сводах использовались целые системы деревянных укреплений. Такие укрепления мы увидели в камере Дроздовице (Komora Drozdowice). Выкрашенная белой краской двухъярусная деревянная конструкция, соединяемая площадками и галереями, не только обеспечивает безопасность камеры, но и украшает её, делает камеру очень нарядной. Сооружено это укрепление в начале XX века. В центральной части камеры стоит памятник горным плотникам, вырезанный из соли Антонием Выродком. Здесь же можно увидеть еще один способ укрепления и поддержки опадающих стен и сводов шахты. В горный массив введены многометровые прутья (анкера), сделанные из стали или из синтетических волокон. Эти прутья закреплены специальным клеем или цементным раствором. И они надёжно удерживают от разрушения стены и кровлю выработки. Это похоже на огромные гвозди, забитые в свод так, что сейчас видны только «шляпки» этих «гвоздей». Вот такими разнообразными способами обеспечивали и обеспечивают до сих пор безопасность выработанных пустот.

В одной из камер находится искусственное озеро глубиной около 9 метров. Под самым потолком по периметру камеры проходит галерея, служащая для контроля технического состояния сводов. Озеро наполнено водным раствором соли с концентрацией около 320 граммов на литр воды. Нам есть с чем это сравнить. В прошлом году мы купались в соляных озерах в Соль-Илецке, где невозможно утонуть из-за высокой концентрации соли в 340 граммов на литр. К сожалению, экскурсии в шахту в Соль-Илецке не проводились.

Шахтеры часто гибли на работах в шахте. Может быть, именно поэтому шахтеры были очень набожными и всегда, спускаясь в шахту, приветствовали друг друга словами: «Бог в помощь!» Для того чтобы молиться о спасении, они в глубинах шахты оборудовали часовни, установили скульптуры Христа, Божьей Матери и других святых.

 

Одну из часовен – часовню Святого Креста (Kaplica Sw.Krzyza) – посетили и мы. В этой часовне до сих пор сохранились следы ручной добычи соли. Эта часовня была построена в знак благодарности за чудесное спасение шахты от подземных вод в середине XIX века. Камера часовни появилась именно тогда. Но находящиеся в ней фигуры святых гораздо старше, приблизительно на двести лет. Именно поэтому некоторые фигуры имеют нечеткие очертания, они как бы растаяли, соль будто слизана. Такие «оплавленные» скульптуры встречались нам и в других камерах. Так на соляные фигуры действуют время и влажность.

В часовне находятся деревянные скульптуры XVII века: распятие и Матерь Божья Победительница. У алтаря расположены фигуры двух коленопреклонённых монахов, силуэты которых едва различимы – время не пощадило их, они изрядно «подтаяли». Распятие находится в престольной нише, обшитой древесиной. Предметы, находящиеся здесь, были принесены из другой часовни на первом уровне. Фигуры святых «путешествовали» по шахте вместе с шахтерами: переходя с одного места работы на другое, шахтеры часто забирали соляные фигуры и другое убранство часовни с собой.

Грандиозное впечатление произвела на нас часовня Святой Кинги (Kaplica Sw.Kingi). Камера расположена на глубине 101 метр, и размеры ее просто огромны: длина 54 метра, ширина до 18 метров, высота до 12 метров. Эта камера в глыбе зеленой соли была оформлена как величественная и монументальная часовня в конце XIX века усилиями шахтера Юзефа Марковского. В начале XX века работы в часовне продолжил младший брат Юзефа – шахтёр Томаш Марковский. Именем братьев Марковских назван один из горизонтальных переходов между камерами на глубине 90 метров. На входе в часовню, в соляной стене, сделаны мемориальные таблички в память об этих братьях, а также об Антонии Выродке, который тоже принимал участие в создании скульптур из соли в Величке. Четвертая табличка, как это видно на одном из следующих фото, пока остается пустой. И не потому, что перевелись в Величке талантливые мастера-скульпторы. А потому, что имя мастера будет запечатлено на стене только после его смерти. Пока все живы, слава Богу!

Необыкновенный интерьер часовни создавался мастерами-скульпторами более 100 лет. Юзеф Марковский создал главный алтарь часовни, в котором находятся фигуры Святой Кинги и других местных святых. Он создал также амвон, Голгофу, боковые алтари и боковые часовни. Томаш Марковский и Антоний Выродек дополнили интерьер часовни различными барельефами и скульптурами.

Сильное впечатление производит соляная копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. От нее просто невозможно оторвать взгляд. Глубина барельефа всего 15 см. Но в это невозможно поверить, настолько объемно и точно выполнены все детали.

В часовне расположена скульптура Иоанна Павла II. Это единственный в мире памятник Папе Римскому, выполненный из соли. Памятник был создан в знак благодарности за канонизацию Благословенной Кинги. Автор проекта памятника – профессор Чеслав Дживгай, а изваял Папу Римского из соли горный скульптор Станислав Аниол.

Часовню Святой Кинги не только освещают, но и украшают большие люстры, выполненные из кристаллов соли. Кажется, что это не соляные кристаллы, а небольшие хрусталики, которые вот-вот зазвенят при дуновении легкого ветерка. Обращает на себя внимание даже пол часовни. Создается впечатление, что он выложен гранитными плитками. На самом деле – это единый цельный пласт соли, оформленный мастерами как набранный из плитки.

Часовня Святой Кинги – настоящий бриллиант, ярко сверкающий в короне Велички. Это действующая часовня. Здесь проводится подземное ночное богослужение в Рождественскую ночь, проводятся литургии в дни именин Святой Кинги (14 июля) и Святой Барбары (4 декабря), литургии по случаю знаменательных событий, торжественные церемонии, венчания, еженедельные мессы, концерты…

Кто же такая эта Кинга? Почему в ее честь создано столь монументальное строение в недрах земли? Оказалось, что Святая Кинга – покровительница соледобытчиков в Польше. В 1999 году Папа Римский Иоанн Павел II во время его последнего паломничества в эту страну объявил Кингу Святой.

По легенде, рассказанной нам экскурсоводом, Кинга была дочерью венгерского короля Белы IV. Ее решили выдать замуж за краковско-сандомирского князя Болеслава Стыдливого. Перед тем как выйти замуж, Кинга бросила своё обручальное кольцо в соляную шахту в Марамуреше. Это кольцо вместе с залежами соли волшебным образом оказалось в Величке. Княгиня, прибыв в Величку, указала шахтерам место, где есть соль. В первом добытом соляном камне находилось обручальное кольцо княгини Кинги. С тех пор Кинга считается покровительницей шахтёров-солекопов. Эта легенда проиллюстрирована в камере Яновице (Komora Janowice), где в 1967 году установлены фигуры из соли, вырезанные горным скульптором Мечиславом Клюзкой: шахтёр подаёт княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нём её обручальным перстнем, там же находятся польский и венгерский рыцари, а также два шахтёра.

В шахте есть и другие часовни, а также множество других камер и залов. Например, в камере Витольда Будрыка (Komora Witolda Budryka) находится ресторан. В шахте есть также почтовое отделение, можно прямо из подземелья отправить родным или друзьям открытку с памятным штемпелем, подтверждающим пребывание в соляной шахте. В камере Висла (Komora Wisla) можно купить сувениры и продукты. Но нам показалось, что в магазинчиках наверху сувениры стоят дешевле. В шахте есть также небольшой музей Краковских соляных копей, где представлены соляные кристаллы разного цвета, добытые не только в Величке, но и в других местах. Соль белая и серая, зеленая и бирюзовая, желтая и коричневая, даже синяя и черная. В камере Варшава (Komora Warszawa) было добыто около 20 тысяч тонн соли. Это достаточно большая выработка, ее длина 54 м, ширина 17 м, высота 9 м, поэтому она используется как концертная площадка или спортивный зал. Здесь проходят шахтёрские торжества, спортивные состязания, концерты, балы. В подземелье можно по желанию и, естественно, по предварительному заказу провести свадьбу или, например, конференцию. Есть также подземный кинозал, в котором демонстрируется фильм «Солёный вкус шахты».

Многое сделано в шахте и для детей. Есть игровая площадка, в укромных уголках можно встретиться с дракончиком и разными интересными и познавательными приспособлениями, использовавшимися в шахте.

Для соляных копей самой большой опасностью всегда была вода. Просачиваясь в шахту, вода растворяла соль. В результате происходили обрушения шахтных сводов и непоправимые катастрофы. Одна из таких катастроф произошла в 1992 году на глубине около 175 метров. Вода вперемешку с песком прибывала со скоростью до 20 000 литров в минуту. Последствия этой катастрофы устраняли в течение двух лет. Просачиваются подземные воды в шахту и сейчас. Для демонстрации этого, в одном из залов над небольшим бассейном по кругу подвешены нити. По этим нитям стекает по каплям соленая вода. В результате на нитях оседают кристаллики соли, и дети и взрослые могут наблюдать процесс кристаллизации соли. На последнем из следующих фото – памятник Станиславу Сташицу (1755-1826) – выдающемуся геологу-природоведу, пионеру горной промышленности Польши. Памятник этот – произведение Антония Выродка – установлен в одном из залов шахты в 1964 году.

В настоящее время в Величке больше не добывают соляные глыбы в недрах земли. Сегодня для производства соли используют соляной рассол, из которого вывариванием добывается пищевая соль. Кроме пищевой соли в Величке производят соли для ванн, для фармакологической промышленности, лечебные соли. Из каменной соли также изготавливают оригинальные сувениры.

Для выработанной шахты нашли еще одно интересное применение. Дело в том, что воздух в шахте очень чистый, он не содержит бактерий, вирусов, грибков и других вредных микроорганизмов, которые могут вызывать разные заболевания, в том числе, аллергию. Климат соляной шахты оказывает благоприятное воздействие на организм человека. Поэтому в шахте на пятом уровне был открыт санаторий для аллергиков. Вдыхая воздух богатый хлоридами натрия, кальция и магния, курортники лечат заболевания верхних дыхательных путей: бронхиальной астмы, воспаления бронхов и проч.

Экскурсия закончилась до подъема на поверхность, мы попрощались с экскурсоводом, вся наша группа разбрелась кто куда. И тогда началось для нас самое интересное…

Мы решили пообедать в шахтерском кабачке. Самой голодной была Беатка – растущий организм. Бабушка тоже была не против немного перекусить. А вот дедушка от еды отказался. Он почувствовал себя не очень хорошо от долгого пребывания под землей, хотя клаустрофобией до этого не страдал. Он пошел к лифту, а мы пока остались внизу, договорившись позже встретиться на поверхности. Мы быстро поели и тоже пошли к лифту в толпе экскурсантов.

После экскурсии подъём туристов на поверхность осуществляется по шахтному стволу Даниловича. Околоствольный двор Даниловича (Podszybie Szybu Danilowicza) – это последняя выработка на туристическом маршруте соляной шахты. Она находится на третьем уровне на глубине 135 метров. Отсюда мы поднимались на поверхность в двухэтажном лифте, скорость подъёма которого 4 метра в секунду. В небольшой кабине, тесно прижавшись друг к другу, мы ощущали себя шпротами в банке или солеными сельдями в бочке (кому как нравится).

Выход из лифта находится в магазине сувениров. Мы вышли на улицу, но дедушку не обнаружили. Решили, что не заметили его среди покупателей сувениров и вернулись в магазин. Внимательно осмотрев все вокруг, мы поняли, что дедушки нигде нет. Звонки на мобильный телефон были тщетными – он был не доступен. Тогда мы отправились на скамейку под навесом, где тремя часами раньше ожидали начала экскурсии. Но и там нас ждало разочарование – дедушки не было. Мы сходили на парковку, машина была закрыта, никаких следов пребывания там нашего дедушки мы, к сожалению, не обнаружили. Бабушку охватила паника. Дело в том, что дедушка очень предусмотрительный человек, всегда старается сделать так, чтобы окружающим было удобно и комфортно. Уйти куда-нибудь, не предупредив нас, он не мог.

Накрапывал дождик. Оставив на всякий случай Беаточку на скамейке под навесом, бабушка отправилась в справочную службу. Там говорили только по-польски. Но по встревоженному виду посетительницы поняли, что что-то случилось. Пригласили англо-говорящего специалиста. В результате бабушке предоставили возможность сделать объявление по радио: «Олег Васильевич, вас ожидают на скамейке перед входом в шахту». Все было безрезультатно. С момента нашего подъема на поверхность прошло уже сорок минут. Дедушка не объявлялся. Надо отметить, что переход к лифту в шахте был достаточно продолжительным, шахтные коридоры довольно длинны и имеют множество ответвлений. Правда, заблудиться там проблематично: к лифту движется много народа, доступ в запретные «рукава» перекрыт ограничительной лентой. Но мало ли что! Бабушка пыталась скрыть от Беаты свое волнение, чтобы не тревожить ребенка. Но ребенок и сам стал догадываться, что дело плохо.

Тревога нарастала, мы даже вспомнили популярную телепередачу «Жди меня», в голове пролетали разные тревожные мысли. Бабушка опять пошла в справочную службу за помощью. Там тоже все тревожились, куда-то звонили, еще раз расспрашивали, как все произошло. Через некоторое время после нескольких телефонных звонков сообщили, что скорую помощь никому не вызывали, значит, дедушка жив-здоров. Но где же он? Ответа не было. И было совершенно не понятно, что делать в такой ситуации. Мы даже поехать никуда не могли – ключи от машины и документы были у пропавшего.

Когда бабушка с Беатой сидели на скамейке, обдумывая, что делать дальше, прибежал радостный сотрудник шахты и сообщил, что из шахты есть еще второй выход, и наш дедушка ожидает нас там. Второй выход, оказывается, находится в полукилометре от первого. Всех, кто поднимается туда на другом лифте, потом к основному шахтному стволу сопровождает работник шахты. Но наш дедушка, как и мы с Беатой, не знал об этом и все это время мужественно ждал нас там, предполагая, что мы «загуляли» в шахте. Потом он делился с нами своими впечатлениями. Говорит, сижу, жду. Вдруг подходит девушка: «Вы – Олег Васильевич? Сидите, ждите, сейчас жена придет за вами». Он в недоумении: и так сижу, жду. К счастью, это недоразумение завершилось счастливо для всех нас. Но пришлось поволноваться.

В заключение нашего подземного путешествия предлагаем вам совершить виртуальную экскурсию по шахте в Величке. Не поленитесь, пройдите по ссылке, «потяните за рычаг» и окажетесь в таинственном подземелье, полном всяких чудес:

http://www.wieliczka.ru/posjeszczjenije/turisticzjeskaja-trassa

На этом сайте представлена информация о шахте на нескольких языках, в том числе и на русском. Здесь можно узнать исторические подробности развития соледобычи в Величке с древних времен до наших дней, узнать, например, что самая большая скульптура из соли весит как три африканских слона и другие интересные подробности. Неожиданно, но сайт поможет понять, что шахта – это идеальное место для экстремальных видов спорта, например, виндсерфинга на глубине 104 метра и подземного подъема на воздушном шаре.

Но лучше всего поехать в Польшу, погулять по Кракову и обязательно съездить в Величку. Впечатления, полученные здесь, останутся с вами на всю жизнь.

 

 

Ближе

Вверх

Дальше